обработка сейсморазведочных данных

Обработка данных сейсморазведки является одним из решающих этапов, от которого зависит успех дальнейших работ по интерпретации и прогнозированию свойств геологического разреза. Качество обработки зависит как от качества полевого материала, так и от профессионализма специалиста, выполняющего эту работу. Мы обладаем современными техническими средствами и имеем многолетний опыт выполнения работ по обработке сейсмических данных из различных регионов мира. Использование новейших методов позволяет улучшить разрешение сигнала, более эффективно бороться с помехами и получить высококачественные изображения среды, что, в конечном счете, дает более точную картину участка исследований.


Процесс обработки данных сейсморазведки проводится в такой последовательности:


  • Геометрия наблюдений

Проверка правильности геометрии наблюдений на площади исследований, верность описанных расстановок для каждой сейсмограммы, исключения ошибок в значениях рельефа для каждого пикета возбуждения и каждого пикета приема - все эти моменты являются ключевыми в процессе успешного старта проекта обработки. Занесение неверных данных о геометрии наблюдений в заголовки трасс может негативно повлиять на конечный результат работ, именно поэтому наши специалисты очень внимательно относятся к вопросам качества геометрии наблюдений.


Один проект обработки может включать в себя данные нескольких сейсмических съемок, которые были получены в разных сейсмогеологических условиях с использованием различных методик и параметров полевых наблюдений. Корректное объединение и регуляризация разнородных входных сейсмических данных являются ключевыми факторами, определяющими эффективность всех последующих процедур обработки. Мы имеем многолетний опыт балансировки, согласования и регуляризации данных 2D/3D-съемок, полученные различной аппаратурой в разное время.


  • Расчет статических поправок

Одним из ключевых этапов в процессе получения адекватного сейсмического изображения является правильный учет неоднородности верхней толщи земной поверхности. Значительные различия в высотах пунктов возбуждения и приема, а также аномалии скоростей в верхней части разреза, могут существенно искажать сейсмическое изображение среды. Мы обладаем полным набором инструментов для расчета и коррекции статических поправок различной магнитуды и частоты как по отраженным, так и по преломленным волнам. Мы используем передовое программное обеспечение и собственные методы расчета и коррекции статики и моделируем аномалии разного происхождения, связанные с зонами неоднородности верхней части разреза.


  • Временная обработка

Временная обработка делится на две части - кинематическую (для решения задач структурной интерпретации) и динамическую (для решения широкого круга задач по прогнозированию различных свойств геологической среды). При решении кинематической задачи обработки сейсмических данных разрабатываются различные варианты графов обработки. Наши специалисты уделяют особое внимание анализу скоростей и коррекции остаточных статических поправок. Даже в самых простых сейсмогеологических условиях мы выполняем минимум три итерации определения кинематических и коррекции статических поправок, а в сложных условиях - столько, сколько потребуется для окончательного решения поставленной заказчиком задачи.


Сохранение амплитудно-частотных характеристик сигнала также является одним из критических условий для достоверной структурной и динамической интерпретации. Для эффективного выделения полезного сигнала наши специалисты применяют гибкие адаптивные методики подавления помех, которые позволяют наиболее оптимально сохранить исходное соотношение амплитуд и частот. Этап временной обработки заканчивается после выполнения миграции после суммирования.


  • Миграция до суммирования

В районах с резкими изменениями скоростей, как по вертикали, так и по латерали, временная миграция после суммирования сейсмических данных не всегда позволяет получить оптимальные изображения среды. Для повышения фокусировки сигнала и восстановления геометрии отражений мы выполняем построения скоростных моделей любой степени сложности и используем полный набор алгоритмов временной и глубинной миграции до суммирования. Откалиброванные по скважинным данным временные и глубинные изображения значительно повышают точность дальнейшей структурной и динамической интерпретации.



Адекватность глубинно-скоростной модели во многом определяет качество и сроки выполнения глубинной миграции. Для построения начальной модели скоростей наши специалисты используют комбинацию результатов вертикального и погоризонтного скоростных анализов, скважинных данных, а также всей доступной априорной информации. Многолетний опыт работы со сложной топологией границ позволяет нам эффективно моделировать такие сложные элементы, как соляные куполы, интрузивные тела и др.

seismic data processing

Seismic data processing is one of the crucial steps on which depends the success of the further work on the interpretation and rock property prediction. Processing quality depends on both field data quality and professionalism of the specialist performing this work. We have modern technical equipment and many years of experience in processing of seismic data acquired from different regions of the world. Use of the latest techniques allows improving the signal resolution, more effectively eliminate the noise and obtain high quality images of the environment, that eventually provides a more accurate picture of the study area.


The seismic data processing is performed according to the following sequence:


  • Survey acquisition geometry

Verification of acquisition geometry of the survey area, the validity of the described survey layout for each seismic gather, elimination of the errors in values of elevation for each source and receiver point - all of these factors are essential for the successful launch of the seismic processing project. The input of incorrect acquisition geometry data in the trace headers may adversely affect the final result, that is why our experts are very attentive to the quality of the survey acquisition geometry.


One seismic processing project may include data from multiple seismic surveys that have been acquired during field survey in various seismogeological conditions by using various methods and parameters. Correct association and regularization of diverse input seismic data are the key factors for determining the effectiveness of all subsequent processing procedures. We have years of experience in balancing, reconciliation and regularization of 2D/3D seismic survey data that have been recorded by various equipment in different times.


  • Static corrections calculation

One of the key steps in the process of obtaining an adequate seismic imaging is a correct consideration of near-surface heterogeneous layer. The large elevation differences between the sources and receivers, as well as the velocity anomalies in the upper part of the section, can significantly distort the seismic image. We have a complete set of tools for calculation of both reflection and refraction static corrections of different magnitude and frequency. We use advanced software and our own methods for calculation of static corrections and model the anomalies of different origin associated with near-surface heterogeneous layer.


  • Time processing

Time processing is divided into two parts - kinematic (to solve structural interpretation) and dynamic (to solve a wide range of problems on prediction of various properties of the geological environment). Various processing graphs have been developed to solve the problem of the kinematic seismic data processing. Our experts pay special attention to the analysis of velocities and residual static corrections. Even in the most simple seismological conditions we perform at least three iterations to compute kinematic and residual static corrections, and in difficult circumstances - as much iterations as required to completely solve the customer's problem.


Also one of the critical conditions for a reliable structural and amplitude interpretation is a conservation of amplitude-frequency response of the signal. Our specialists apply flexible adaptive techniques of noise attenuation to effectively separate the useful signal and to optimally maintain the initial ratio of amplitudes and frequencies. Stage of the time processing ends after the post-stack migration procedure.


  • Pre-stack migration

In areas with sudden speed changes in both vertical and lateral directions, temporary migration of the stacked seismic data doesn't always produce the appropriate image of the section. Our specialists perform velocity modeling of any complexity and use a complete set of pre-stack time and depth migration algorithms to increase the focusing of signal and to restore the reflection geometry. Time and depth images calibrated by well data significantly improve the accuracy of further structural and amplitude interpretation.



The quality and timely performance of works of depth migration are largely determined by velocity-depth model adequacy. Our specialists use a combination of the results of vertical and horizon oriented velocity analysis, well data, as well as all available a priori information to build the initial velocity model. Years of experience with complex boundaries topology allow us to efficiently model complex elements such as salt domes, intrusive bodies, etc.